Последние несколько лет в Беларуси происходит бархатная налоговая революция: отсрочки, послабления и даже моратории. Можно долго рассуждать о подоплеке такой либерализации, но тот факт, что она принесла свои плоды, не станут отрицать даже скептики. Как смягчение фискального климата сказалось на работе налоговых органов нашего города, рассказывает начальник ИМНС по г. Бобруйску Елена Анатольевна БОДА.

— Елена Анатольевна, довольно непростым выдалось начало 2017 года для экономики Бобруйска. Сказалось ли это на объеме налоговых поступлений?

— По итогам четырех месяцев года можно смело сказать: все плановые назначения выполнены в полном объеме. И даже перевыполнены. Вместо запланированных 49,6 миллиона рублей в консолидированный бюджет поступило 53,8 миллиона. Но если сравнивать с прошлым годом, то тут мы имеем некоторое снижение: 95,9 процента к уровню прошлого года.

— А за счет чего случилось превышение запланированных объемов? Ведь первые два месяца промышленность города не демонстрировала высокие результаты.

— Бюджет формируют не только предприятия. Есть еще имущественные платежи. Налог на землю и налог на недвижимость уплачиваются вне зависимости от работы промышленного сектора.

— Насколько ощутимым оказался вклад бизнеса в налоговую копилку?

— Наверное, правильнее сказать «негосударственного сектора». По нему наблюдаем возрастание поступлений. Причем ежегодно. Сегодня на его долю приходится 57 процентов всех налоговых поступлений. Год назад было 47. Это касается только негосударственных предприятий. Отдельной строкой значатся индивидуальные предприниматели. Тут также наблюдается положительная динамика: 6,9 и 5,1 процент соответственно.

— Сколько индивидуальных предпринимателей зарегистрировано в Бобруйске?

— На 1 апреля 2017 года было 5215 физических лиц. Данный уровень сохраняется в течение последних нескольких лет. Незначительные колебания можно объяснить естественными причинами: кто-то закрывает бизнес, кто-то преобразуется в более крупные структуры.

— В свое время почти все физические лица-арендодатели были выведены из тени. А сейчас времена непростые. Не получится ли так, что текущая экономическая ситуация снова вынудит их работать «по-черному»?

— Ну, во‑первых, налог на сдачу жилья не такой большой. В пользу этого говорит и тот факт, что количество его плательщиков возрастает. Во‑вторых, работа по выявлению «теневых» арендодателей не прекращается. В этом плане рассчитываем на помощь жителей города. Нас информируют, сообщают о фактах нелегальной сдачи недвижимости. Каждое такое обращение тщательно проверяется.

— Да, но морально-этическая сторона вопроса…

— Не платить налог гораздо менее этично. Мы живем в цивилизованном мире, где уплата налогов является частью общей культуры бытия. И долг каждого гражданина — следовать этому принципу.

— Многие наши граждане все активнее пытаются зарабатывать за границей, проживая в Беларуси. Современные технологии дают такую возможность. И далеко не все знают о налоговых правилах при такого рода работе. Может, стоит напомнить?

— Есть такое понятие «налоговый резидент». Это человек, находящийся на территории страны более 183 дней. Он обязан предоставить в налоговые органы декларацию о доходах, полученных за границей или из-за границы, и уплатить причитающиеся налоги. Хочу подчеркнуть, что таким образом гражданин легализует свой доход и получает возможность при необходимости обосновать источники расходов, подтвердить платежеспособность при банковском кредитовании и т. д.

— К вопросу о банковских услугах. Правда ли, что открытие депозита на определенную сумму автоматически влечет пристальное внимание ко вкладчику со стороны налоговых органов?

— Нет такой суммы, после которой могут появиться вопросы к вкладчику. Вопросы появляются, если мы видим, что расходы становятся выше, чем доходы. Это может быть покупка недвижимости, дорогого автомобиля, в том числе и открытие банковского вклада. Мы не выдвигаем незаконных требований, мы лишь сопоставляем расходную и доходную части личных бюджетов граждан.

— Насколько сильно бьют по карману штрафы за неуплату налогов?

— В последние годы в этом плане законодательство стало более мягким. Лет десять назад применялись очень жесткие санкции за неуплату налогов — в двух, а то и в трехкратном размере от суммы занижения. На сегодня максимальный штраф составляет 20 процентов от суммы налога, неуплаченного в бюджет. Его можно снизить в два раза, если своевременно и добровольно, до составления протокола, уплатить причитающуюся сумму.

— Государство на всех уровнях декларирует либерализацию для бизнеса. В том числе и за счет снижения числа проверок. Это уже свершившийся факт или пока только планы?

— Сегодня инспекция располагает информацией, которая позволяет нам, не прибегая к проверке, анализировать финансовую деятельность субъектов хозяйствования. При наличии подозрений на занижение суммы налогов мы направляем плательщику уведомление с предложением добровольно исправить ситуацию. Очень большим подспорьем в этом плане стало внедрение с 1 июля 2016 года электронных счетов‑фактур по налогу на добавленную стоимость. Это дало возможность оперативно контролировать полноту отражения в декларации и налоговой базы, и налоговых вычетов.

— А мораторий на проверку объектов торговли уже работает?

— В настоящее время проект соответствующего указа находится на общественном обсуждении. И если документ подпишут в нынешнем виде, то до конца года проверки проводиться не будут. А дальше — покажет время.

Дмитрий СУСЛОВ

Фото Виктора ШЕЙКИНА