12 января в Бобруйске отметили 75-летие 200-го Гвардейского Краснознаменного Брестского тяжелого бомбардировочного полка дальней авиации, местом дислокации которого был наш город.

Ветераны-авиаторы прошли парадным маршем по авиагородку, возложили цветы к памятным знакам, стали почетными гостями на банкете в кафе «Авиатор». И, конечно же, поделились воспоминаниями о временах своей службы.

Служба авиационного техника Юрия Ивановича Сажина началась в Бобруйске в 1952 году, затем было повышение по службе – техник отряда, заместитель инженера эскадрильи.

– Это был период холодной войны, – рассказывает Юрий Иванович. – Сначала мы обслуживали самолеты ТУ-4, а потом полк перешел на ТУ-16. Нам ставили задачу показать капиталистической системе, что советская авиация готова отразить любой удар. Самолет ТУ-16 модернизировался. Чтобы увеличить продолжительность полета, он был переоборудован для проведения дозаправки в воздухе. Проводили очень сложную «крыльевую» заправку, «фюзеляжную».  Была задача быть готовыми нанести бомбовые и ракетные удары.

По словам ветерана, сама ракета выглядела как маленький самолетик, она вешалась под крыло самолета. Самолет подходил на какое-то расстояние к объекту, запускал ракету, разворачивался и уходил. Для этого была произведена КСР-2 – крылатая самолетная ракета второй модификации. Потом произвели КСР-5. Дальность действия в то время еще была небольшая, всего около 90 км.

Чтобы обороняться от вероятного противника – США, осваивали северные аэродромы. Оленегорск, Воркута, Тикси, Анадырь, остров Средний, Грэм-Белл, Земля Франца-Иосифа – это те точки, куда пролегали тренировочные полеты.

В 1968 году полк был награжден орденом Красного Знамени. А в 1971 году, когда полком командовал Евгений Григорьевич Грязнов, 200-му Гвардейскому было присвоено звание отличного.

Свои воспоминания у Владимира Анатольевича Коноплева, служившего в 1980-е.

– Я пришел в полк в сентябре 1986 года. Командовал полком Евгений Алексеевич Пачин. Полк тогда переходил на новые самолеты ТУ-22М3. Наш полк входил в те годы в состав 22-й Гвардейской Донбасской дивизии. Все три ее полка были гвардейскими, с почетными наименованиями, краснознаменными. Такая дивизия была единственной в Советском Союзе, полки дислоцировались в Бобруйске, Барановичах и Мачулищах.

Запомнились Владимиру Анатольевичу испытания нового типа вооружения – ракеты К-15 на полигоне  Казахстана в 1988 году. Полк первым в Советском Союзе освоил эти ракеты. Экипажи взлетали и производили пуск ракет, а зенитно-ракетный комплекс С-300 пытался их сбить. По словам Владимира Анатольевича, у него до сих пор в памяти чистое казахстанское небо. Все пуски ракет видны издалека. Незабываемое зрелище! За освоение нового вооружения тогда были награждены медалями более шестидесяти авиаторов.

Однажды был случай. Самолет должен был взлететь, а двигатель задымился – в лопасти попал аист. Командир успел погасить скорость, самолет дымился, но командир спас экипаж и самолет, ему потом вручили именные часы.

Был когда-то на аэродроме и «бабий бунт». В 1992-м июнь прошел, июль, август – а зарплату не платят! Женщины тогда вышли на взлетную полосу, перекрыли ее. Поставили палатки, на флагшток повесили детский пододеяльник вместо флага. Три или четыре дня с ними шли переговоры. Потом, конечно, рассчитались, всем зарплату выплатили.

Грустным для авиаторов выдался первый день сентября 1994 года. Два последних самолета покидали территорию Беларуси. Тогда на аэродроме были укреплены на стойках три флага: авиационный, российский и белорусский, бело-красно-белый. Авиаторы передали символические ключи от аэродрома представителю белорусских военно-воздушных сил Анатолию Георгиевичу Баранову. Сказали: «Теперь вы тут хозяева». И самолеты улетели, напоследок в знак прощания промчавшись над городом на малой высоте…

Анастасия ПОХЛЕСТОВА

Фото автора и Галины ЧИРУК