Ответы на вопросы, которые внезапно стали очень актуальными, нам предоставил старший помощник прокурора г. Бобруйска Василий Анатольевич МЕЛЬНИК.

Как правильно протестовать?

— Поступали ли в прокуратуру г. Бобруйска жалобы на действия сотрудников правоохранительных органов по итогам их действий на площади Победы и в прилегающих к ней кварталах 26 марта 2017 года?

— Да, поступили две жалобы. В настоящее время сотрудниками прокуратуры по данным обращениям проводится проверка.


— Прокомментируйте, пожалуйста, действия сотрудников милиции в отношении журналиста «Коммерческого курьера» Д. Л. Суслова. 26 марта 2017 года в 12.30 он был задержан на площади Победы без объяснения причин при попытке сфотографировать на свой смартфон танк Бахарова, помещен в автозак и доставлен в здание УВД Бобруйского гор­исполкома. При задержании у него были изъяты паспорт, редакционное удостоверение и смартфон. После возврата смартфона в нем отсутствовали два снимка танка Бахарова, сделанные в этот день до момента задержания. В качестве причины задержания зам. начальника УВД А. М. Малахов назвал нахождение в месте проведения несанкционированного массового мероприятия без опознавательных знаков.

— Без проведения предварительной проверки давать какую-либо оценку законности действий сотрудников милиции неправомерно. В связи с чем лица, считающие, что их права и законные интересы нарушены действиями сотрудников милиции, вправе обратиться с письменным обращением на имя начальника УВД Бобруйского горисполкома для проведения соответствующей проверки.


— Разъясните в этой связи, какие должны быть «опознавательные знаки» у сотрудников СМИ, работающих на несанкционированных массовых мероприятиях?

— При осуществлении должностных обязанностей работниками СМИ на несанкционированных массовых мероприятиях данные работники обязаны руководствоваться требованиями ст. 34 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации».

Справка «КК»

Пункт 4.9 статьи 34 Закона «О средствах массовой информации» гласит: «При осуществлении профессиональной деятельности предъявлять по требованию служебное удостоверение. Форма служебного удостоверения журналиста средства массовой информации, зарегистрированного на территории Республики Беларусь, устанавливается республиканским органом государственного управления в сфере массовой информации».


— Какие формы выражения социального протеста допустимы в рамках действующего законодательства РБ?

— В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» массовыми мероприятиями являются собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие (спортивное, культурно-зрелищное, иное зрелищное мероприятие, религиозное мероприятие, проводимые в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении).
Заявление о проведении массового мероприятия подается его организатором (организаторами) в местный исполнительный и распорядительный орган в письменной форме не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты проведения. Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа или его заместитель обязаны рассмотреть заявление и не позднее чем за пять дней до даты проведения в письменной форме сообщить организаторам о принятом решении. Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа или его заместитель при рассмотрении заявления в целях обеспечения прав и свобод граждан, общественной безопасности, а также нормального функционирования транспорта и организаций вправе по согласованию с организаторами (организаторами) массового мероприятия изменить дату, место и время его проведения.

Решение руководителя местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителя о запрещении проведения массового мероприятия либо об изменении даты, места и времени его проведения может быть обжаловано в вышестоящем органе исполнительной власти, а также в судебном порядке.
Ответственность за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий предусмотрена статьей 23.34 КоАП РБ. Согласно ей, за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные участником таких мероприятий, влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.

Все вышеперечисленное, но совершенное организатором таких мероприятий, влекут наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин или административный арест.

Вышеназванные деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест, а совершенные за вознаграждение — наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Вышеназванные деяния, совершенные организатором, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, — влекут наложение штрафа в размере от сорока до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо — от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.


Как правильно протестовать?

—  Что отличает несанкционированное массовое мероприятие от обычной группы граждан? Например, должны ли согласовываться с властями популярные в последнее время у молодежи флешмобы?

— Несанкционированным массовым мероприятием является проведение одного из вышеперечисленных массовых мероприятий без получения соответствующего разрешения в местных исполнительных (распорядительных) органах. От обычной группы граждан его отличает, в первую очередь общность интересов: публичное обсуждение и выражение своего отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни и прочее, а не просто массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом без единой цели и организованности.

Флешмоб — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные сценарием действия и затем расходится. Флешмоб рассчитан на случайных зрителей. Основными целями флешмоба являются развлечение, возможность почувствовать себя свободным от общественных стереотипов поведения, произвести впечатление на окружающих, эмоциональная подзарядка, приобретение новых друзей.
Обязательными принципами флешмоба являются спонтанность, отсутствие централизованного руководства, избранного командира, отсутствие каких-либо финансовых, политических, рекламных целей и пр.

Флешмобы согласовывать с властями не обязательно.


— Разъясните, пожалуйста, понятие «общественное место».

— Ранее в законодательстве Республики Беларусь было предусмотрено понятие общественного места.
Однако в настоящее время норма закона, содержащая данное понятие, утратила силу. Исходя из практики применения норм уголовного, административного и иного законодательства, общественным местом принято считать те места, где есть возможность появления посторонних лиц в любое время суток. Это места, где могут формироваться определенные скопления людей, либо места, которые не относятся к частной собственности или же местам индивидуального использования.


—  Обязан ли сотрудник правоохранительных органов начинать диалог с гражданином с представления (должен ли он назвать свои имя-фамилию, звание, отделение милиции)? Обязаны ли делать это сотрудники, чьи лица скрыты? Вообще — в каких случаях и с какой целью сотрудниками правоохранительных органов применяется сокрытие лиц?

— За разъяснением по данному вопросу следует обратиться в органы внутренних дел.


Как правильно протестовать?

— На какой срок гражданин может быть задержан без объяснения причин и на какой — без предъявления обвинения?

— В соответствии со статьей 107 Уголовно-процессуального кодекса РБ, задержание состоит в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом.

Задержание применяется, в частности, к лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы или ареста, либо к обвиняемому для предъявления обвинения.

Задержание производится по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления, на основании постановления органа уголовного преследования либо на основании постановления (определения) суда о задержании осужденного до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

В свою очередь, согласно статье 8.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, административное задержание физического лица состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения, в доставлении его в место, определенное органом, ведущим административный процесс, и содержании в данном месте.

Административное задержание применяется в следующих целях:

1) для пресечения противоправной деятельности;

2) для составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным;

3) для установления личности;

4) для обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении;

5) для пресечения сокрытия или уничтожения доказательств;

6) для обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации.

Таким образом, задержание лица «без объяснения причин задержания» не предусмотрено действующим законодательством и осуществляться не может.

В соответствии со статьей 8.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может длиться не более трех часов, если иное не установлено настоящим Кодексом.

На срок свыше трех часов, но не более чем на 72 часа, может быть задержано, в частности, физическое лицо, если ему вменяется в вину совершение административного правонарушения, за которое в качестве административного взыскания предусмотрены административный арест либо депортация.

Также административное задержание на срок свыше трех часов не может быть применено к несовершеннолетним, кроме несовершеннолетних, задержанных за совершение административного правонарушения, за которое предусмотрено административное взыскание в виде депортации.


Как правильно протестовать?

— Если вследствие временного задержания — без предъявления впоследствии обвинения — гражданин понес убытки или пострадал как-то иначе, он вправе предъявить претензии материального или иного характера?

— В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 4.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, лицо, в отношении которого ведется административный процесс, вправе получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс.