Сейчас бобруйчане вряд ли могут себе представить городские дороги без троллейбусов.

Но в далеких семидесятых годах прошлого века этот вид транспорта был настолько редким и удивительным, что мог сравниться по популярности с настоящим аттракционом… Сорок лет назад по нашим улицам проехал первый троллейбус. Давайте вспомним, как это было.

От Дзержинки — до «Бобруйскшины»

30 августа 1978 года состоялось торжественное открытие троллейбусного движения в городе. Для организации работы троллейбусного управления были приглашены и приняты на работу 27 водителей, приехавших из разных городов.

Однако в августе состоялось только официальное открытие. Фактическое произошло позже…

Мы встретились с одним из первых водителей троллейбусов в Бобруйске Валерием Михайловичем Варениковым. Он рассказал, как он с другими водителями обкатывал новенькие троллейбусы — как раз с конца лета 1978‑го. А первый официальный рейс торжественно состоялся 2 октября 1978 года.

Первый троллейбус Бобруйска: как это было?
В. М. Вареников. Фото Анастасии Рекиш

К этому дню в троллейбусном управлении было 28 троллейбусов, на линию выходило 16–18 машин. Протяженность троллейбусных линий составляла 17 километров.

— Первый маршрут был от улицы Дзержинского до «Бобруйскшины». Так тогда называлась остановка возле «Белшины», — говорит Валерий Михайлович. — А в 1980 году открыли еще один маршрут — от Дзержинки до железнодорожной станции, по улице Интернациональной.

А вот что вспоминает еще один водитель с сорокалетним стажем Николай Михайлович Дмитриев:

— В первые месяцы люди останавливались на тротуарах, когда мы ехали, и разглядывали!

Николай Михайлович пришел в троллейбусное управление в 22 года. Сначала работал бригадиром ремонтной бригады, а потом окончил курсы водителей троллейбусов и тоже сел за баранку. После десяти лет работы водителем вернулся в ремонтную зону. В должности мастера Николай Михайлович трудится по сей день, последние два года — на пенсии. Все бобруйские троллейбусы прошли через его руки, он знает каждый винтик. С какой любовью он говорит о деле, которому отдал сорок лет жизни:

— Это не моя работа, это мой второй дом! Прекрасное чувство, когда ходишь каждый день не по принуждению куда-то, а словно идешь домой. Я иду наводить чистоту, порядок. Хочу, чтобы все троллейбусы были убранные, аккуратные, чтобы пассажирам было приятно в них находиться.

3 женщины и 24 мужчины

— Троллейбусы были очень нужны городу. До «Белшины» тогда ходили всего несколько маршрутов автобусов. Стольким людям нужно было добраться на работу! А троллейбусы начали туда ходить с интервалом в пять-шесть минут. Рабочие даже подходили и нас благодарили.

Несколько первых месяцев работы привычных нам компостеров в троллейбусах не было, поэтому по салону ходил второй водитель и обилечивал пассажиров.

В начале троллейбусной жизни Бобруйска в управлении работали 189 человек. Причем это сейчас водитель троллейбуса в основном имеет женское лицо. А тогда среди водителей были преимущественно мужчины: на 27 человек всего 3 женщины. Коллектив их помнит по именам: Любовь Силкова, Раиса Кривоножка и Тамара Михненко. Сейчас женщины уже на пенсии.

Насколько выросло управление за сорок лет? Как нам рассказал главный инженер троллейбусного управления Андрей Павлович Новик, в настоящее время протяженность троллейбусных линий 40,7 км. В штате работают 267 человек, из них 81 водитель. И автопарк тоже увеличился: с 28 машин до 53.

Свидание в троллейбусе

— Для меня троллейбусы с детства не были в новинку, я сам родом из Брянска — а там троллейбусы были давно, — рассказывает В. М. Вареников. — И как-то друг мне сказал, что в Бобруйске открывается троллейбусное управление. И добавил, что девушки у вас красивые. Мы молодые, кровь горячая, нам тогда по 24 года было. Вот и решили — едем! Так я оказался в Бобруйске. Девушки у вас, и правда, загляденье, так что через год, как приехал, я уже был женат. Сорок лет мы с Нелли живем душа в душу, у нас двое детей — Елена и Вячеслав.

— А как же вы свою супругу так быстро заворожили?

— Так я же водитель троллейбуса! — улыбается Валерий Михайлович. — В 78‑м году некоторые люди специально садились в троллейбус, чтобы покататься по городу. Школьники с уроков сбегали — так это было интересно! Новый вид транспорта! А я‑то — целый водитель! Свидания были в троллейбусе. Она приходила ко мне, я ее по городу катал. Все очень романтично, как тут не влюбиться?

Романтика этой профессии, видимо, сохранилась и по сей день, ведь только в этом году штат водителей пополнился на пару десятков человек.

Поговаривают, что скоро до нас доедут и электробусы… Пойдем на улицу разглядывать?

Анастасия РЕКИШ