«Белшина» для Бобруйска — больше, чем просто предприятие. Мы решили собрать самые интересные вопросы, адресованные главному шиннику города. Ответы — от первого лица.

— Алексей Владимирович, как «Белшина» отработала первый квартал нынешнего года?

— Мы завершили его с прибылью — чистой и от реализации. Она относительно небольшая — 46000 рублей, но сам факт говорит о многом. Мы стали подрастать по всем показателям. Главный из которых — объем производства. Он составил 107,8 процента по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Хотя, не скрою, задание, которое мы себе ставили, было немного больше. Что касается уровня продаж. В первом квартале 2017 года мы реализовали продукции на уровне 103 процентов, опять же — в сравнении с прошлым годом. 39,6 процента от всего объема продаж пришлось на внутренний рынок. Да, есть дефицит оборотных средств, не до конца разгружены склады. Но и здесь можно говорить с осторожным оптимизмом. Сейчас общая стоимость складских запасов «Белшины» на уровне 50 миллионов долларов, тогда как по итогам мая  мы планируем выпустить продукции на 68 миллионов. Как видите, ситуацию, удалось если не переломить, то отвести от критических значений.

— Новое оборудование на заводе СКГШ принято в эксплуатацию. Возможно ли его задействовать и на производстве шин, выпуск которых освоен давно, или же можно говорить, что оно рассчитано исключительно на покрышки диаметром 57–63 дюйма?

— Сейчас оборудование работает не только под новые образцы продукции, но и производит детали для шин, давно запущенных в серийное производство. Оно более высокоточное, менее энергоемкое и, скажем так, человекозависимое. Все затраты на установку нового оборудования «Белшина» взяла на себя. Сторонние средства привлекались только на строительно-монтажные работы. И тут большую помощь оказал наш профильный концерн «Белнефтехим». В остальном предприятие самостоятельно, без привлечения государственных денег, финансировало данный этап модернизации.

— Насколько «Белшина» зависима от вашего ключевого партнера в сегменте СКГШ — ОАО «БелАЗ»? Ведь завод в Жодино тоже переживал не лучшие времена.

Запуск в производство только одного типоразмера сверхкрупнобаритных шин предприятию обходится в 100 тысяч долларов.

— Зависимость
от «БелАЗа» не только гарантирует стабильный сбыт нашей продукции, но и нас самих заставляет развиваться. Начали в Жодино выпускать самосвалы грузоподъемностью 250 и 350 тонн — мы тут же приступили к разработке и выпуску принципиально новых шин. Новая, и пока самая большая шина диаметром 63 дюйма также разрабатывалась для «БелАЗа» — самого большого в мире самосвала грузоподъемностью 450 тонн. Причем все разработки делались непосредственно у нас на комбинате. И это тоже требует затрат. Запуск в производство только одного типоразмера сверхкрупнобаритных шин нам обходится в 100 тысяч долларов. «Кроме «БелАЗа», мы тесно связаны с МАЗом и Минским тракторным заводом. Недавно этот список пополнило СЗАО «БелДжи». Для «Джили» белорусской сборки мы готовим три принципиально новых типоразмера легковых шин.

— Такое многовекторное развитие обязано сказаться на заработной плате…

— Вы знаете, я могу сделать популистское заявление: да, зарплата будет расти. Могу даже цифры привести. Но деньги должны быть заработаны!

Если мы сумеем минимизировать наши затраты, тогда можно будет говорить и о росте размера оплаты труда. Хотя и сейчас у нас не самые низкие зарплаты не только в масштабах города, но и по области, и даже по республике. По итогам первого квартала в среднем по предприятию зарплата была на уровне 770 рублей, темп роста составил 109,8 процента по отношению к прошлому году. Конечно, хочется больше. Но деньги должны быть за-ра-бо-та-ны! И они зарабатываются. За год производительность труда в целом по предприятию выросла на 20 процентов.

— В середине мая на «Белшине» побывали первые лица компании «Yokohama». Можно ли раскрыть детали возможного сотрудничества белорусских и японских шинников?

— Это была уже вторая наша встреча. Первая состоялась месяц назад в Токио. Честно, не ожидал такой заинтересованности от японских коллег. Предметом их внимания стали уровень наших технологий, контроль качества выпускаемой продукции, перспективы развития предприятия. В этом году «Yokohama» отмечает  100‑летие, и сейчас они стоят перед выбором: куда же двигаться дальше? Среди возможных вариантов — размещение на наших площадях производства легковых шин под своим брендом. Аналогичный проект уже реализуется в России, но там не хватает мощностей. Поэтому в качестве одной из производственных площадок рассматривается «Белшина».

— В прошлом году автолюбители столкнулись с дефицитом легковых шин белорусского производства. Это был разовый случай или ситуация может повториться?

— Я не склонен называть это дефицитом и уж тем более соглашаться с инсинуациями о якобы остановленном производстве, звучавшими тогда. Тут уместнее говорить о не очень слаженной работе нашей товаропроводящей сети. Поясню на конкретном примере. Сейчас, на исходе весны, в легковом сегменте мы заняты производством зимних шин. В октябре-ноябре будет пик выпуска летних. Почему? Да потому что за эти полгода наши дилеры должны создать у себя такой запас продукции, который обеспечил бы максимальный спрос. И в количественном плане, и в части типоразмеров. Возникает вопрос: где их хранить, куда складировать? И тут мы вплотную подходим к необходимости еще одной модернизации. На сей раз она касается нашей торговой сети. От киосков и ларьков пора уходить. Время открывать полноценные магазины с просторными складами. Чтобы люди могли приехать, выбрать и купить. Причем то количество, которое им необходимо.

— Да, но многие просто теряются при выборе шин. Раньше была просто «Белшина», теперь «Artmotion». Получается, человек последние несколько лет проездил, скажем, на «Бел 81», а теперь не может найти эти покрышки в продаже. Как ему быть?

— Линейка «Artmotion» пока не такая широкая. Снято с производства очень много старых типоразмеров шин и рисунков протектора. Они перестали соответствовать современным требованиям — по шуму, по экологичности, по торможению. И потом, сейчас мы входим в ЕврАзЭС, пытаемся стучаться в двери ВТО. А требования у этих организаций жесткие. Простому потребителю это сложно понять, люди продолжают искать на полках старые, проверенные временем образцы. И тут мы подходим к очень интересному моменту. Учитывая стабильный спрос на нашу продукцию внутри республики, сейчас мы пытаемся найти правовую основу для производства шин чисто на внутренний рынок. Если это удастся сделать, белорусские потребители получат добротный бюджетный продукт, который не обязательно будет соответствовать нормам региональных и мировых структур, но сможет удовлетворить потребность в качественных и недорогих шинах.

— 17‑й и 18‑й посадочный диаметр уже «в серии»?

— 17‑й уже выпускается, пока, правда, не в таком широком ассортименте, 18‑й сейчас испытываем. Как только испытания закончатся — запустим в серийное производство. До конца нынешнего года успеем.

Дмитрий СУСЛОВ

Фото Виктора ШЕЙКИНА