Иногда в белую семиэтажку на площади Ленина горожане приходят с предложениями и благодарностями. Но значительно чаще — с претензиями и жалобами. То есть за помощью. О том, что волновало бобруйчан в прошлом году, нам рассказала начальник управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц горисполкома О. А. САХНО.

Ольга Анатольевна, большинство обращений — крыши, подъезды, подвалы?..
— Да, в 2018 году обращений по вопросам ЖКХ поступило 55 процентов — 1181 (плюс 127 к 2017‑му). И в основном это реакция бобруйчан на волокиту или бездействие коммунальных служб. Например, нерасторопность при проведении работ по нормализации холодного водоснабжения во 2‑м проезде Ручейном, затянувшийся ремонт в доме №40 на улице Горького… Почти треть от общего количества обращений по коммунальным вопросам касается состояния дорог, преимущественно в частном секторе. Характерный пример — многократные требования жителей улицы Каменского привести в нормальное состояние дорожное покрытие от Крылова до Интернациональной. Да, БУКДДЭП здесь регулярно грейдировал, подсыпал ямы асфальтогранулятом. Однако на полноценный ремонт все недоставало денег. К слову, по поручению председателя горисполкома ремонтные работы на этом участке должны быть выполнены во втором квартале текущего года.

А остальные 45 процентов обращений?
— Самое разное: вопросы архитектуры, землепользования, здравоохранения, по работе органов внутренних дел и многое другое. В том числе советы и рекомендации. А еще благодарности.

Жалобы по вопросам труда?..
— Количество резко снизилось. За минувший год по сравнению с 2017‑м их поступило в два раза меньше — 81 против 170. Управление по труду, занятости и социальной защите гор­исполкома принимает меры, чтобы таких обращений было меньше.

«Волокита, непринятие мер, нарушения сроков рассмотрения стали причиной расторжения трудовых отношений с начальниками ЖЭУ‑1, ЖЭУ‑4, ЖЭУ‑9 и ЖЭУ‑13».

К торговле претензий много?
— В прошлом году рассмотрено 215 обращений по вопросам торговли, в том числе 117 — по оказанию бытовых услуг. И, хочу заметить, субъекты хозяйствования часто соглашаются с претензиями, не желая доводить дело до суда. За 2018 год в досудебном порядке возвращено материального ущерба на сумму 14 тысяч 936 рублей (в 2017‑м — на 9926 рублей).
И все же 58 исковых заявлений граждан было направлено в суд (в 2017‑м — 37). И по результатам рассмотренных исков возмещение потребителям вылилось в сумму 21 тысяча 194 рубля (в 2017–25512 рублей). Ну и штрафных санкций в местный бюджет взыскано 18 тысяч 495 рублей (в 2017‑м — 18972 рубля).

Как работают с жалобами бобруйчан

Часто ли бобруйчане возмущаются суммами в платежках: «Что-то мне многовато насчитали…»?
— Бывает. И в таких случаях я рекомендую обращаться конкретно к поставщику услуги: по водоснабжению — в водоканал, по электроснабжению — в электросети и так далее. Или в расчетно-вычислительный центр по месту жительства.
И вообще, для ускорения процесса в первую очередь желательно решать вопросы в тех организациях, которые непосредственно этим занимаются. Ну а если проблема не решилась, тогда уже — в администрацию своего района или в горисполком.

И все же люди часто обращаются сразу в исполком…
— Да. Но большинство вопросов скорее решается, если напрямую обратиться в профильную службу, например, в БУКДДЭП или в свое ЖЭУ. А можно поступить еще проще! Круглосуточно работает диспетчерская служба: по номеру 115 принимаются заявки по вопросам жилищно-коммунальной сферы.
Кстати, не хотите звонить — пишите сообщение. Недавно заработал сайт 115.бел: заходим, регистрируемся, из списка городов выбираем Бобруйск и сообщаем о проблеме. Можно с фото.

«Негодование некоторых граждан доходит до такой степени, что наказание виновных для них становится важнее, чем решение самой проблемы».

А что по кооперативам, товариществам собственников — где сами себе хозяева? Если вдруг проблемы — тоже в службу 115?
— К сожалению, при обращении — например, в службу 115 — жильцов домов в составе ЖСК, ПЖСК, ТС, КИЗ возникают сложности в оперативном устранении проблем (подобных обращений в прошлом году было 48). Потому что отсутствует взаимодействие с организациями, обслуживающими дома такой формы собственности. Основные причины возникающих в таких организациях проблем, на мой взгляд, — это нежелание решать вопросы внутри, безынициативность жильцов, формальная работа правления, безответственность некоторых председателей. Документы часто оформляются небрежно, собрания не проводятся… В 2018 году два председателя правления в связи с неудовлетворительной организацией работы освобождены от занимаемых должностей.

В горячую линию «Коммерческого курьера» поступило два предложения по переименованию остановочных пунктов — возле стадиона имени Прокопенко на Интернациональной и на Пушкина, рядом с Интернациональной. Мы их направили в горисполком для рассмотрения…
— И в гор­исполком поступили предложения по переименованию остановок рядом с несуществующими уже кинотеатром «Победа» и зеркальной фабрикой. Такие вопросы рассматривает управление ЖКХ. Но процесс длительный. Нужно выбрать новое название, внести изменения во многие документы. Специалисты над этим работают.

Беседовал Андрей ЛУЦ
Фото Виктора ШЕЙКИНА