«Человек-оркестр» — так обычно говорят про таких людей. В случае с Игорем Николаевым эта характеристика выглядит не совсем полной. Пишет песни, аккомпанирует, продюсирует, поет! Добавим сюда 35 лет успешной гастрольной деятельности.
Второй раз маэстро побывал в нашем городе 14 марта. В городском Дворце искусств он спел свои «Новые и лучшие песни».
Первый раз Игоря Николаева бобруйский зритель увидел в уже далеком 2007 году — композитор стал вишенкой на торте «Венка дружбы». Пообщаться со звездой тогда не удалось, в этот раз Игорь Юрьевич для прессы оказался более доступным.
Бобруйские журналисты изменили бы себе, не начни пресс-подход с какого-либо иного вопроса, нежели впечатления о городе и в целом о республике.
— Обожаю Беларусь и приезжаю часто, — признался Игорь Николаев. — А если и говорю «ваша страна», то с натяжкой.
Посещение маэстро Бобруйска ликвидировало один существенный музыкально-географический пробел в его знаниях. Задавая вопрос о сотрудничестве с отечественными звездами, коллеги упомянули группу БИ‑2, чем удивили композитора.
— БИ‑2 из Беларуси? Вы серьезно? Я всегда думал, что они из Австралии.
— Мы вам больше скажем — они из Бобруйска, — сообщили журналисты.
Николаев — это не только голос и музыка, но еще и стихи. Гуглите: «Александр Кальянов, «Мой далекий брат». Или «Жена, жена» того же исполнителя. Емко, содержательно и трогательно. Немудрено, что поэтический талант Николаева вдохновляет многих именитых композиторов. 25 лет назад совместно с самым «крутым» своим тезкой маэстро увековечил ничем не примечательную дату. Или все-таки примечательную? Спросим у него самого.
— Игорь Юрьевич, ваша песня «3 сентября» последние несколько лет в начале осени буквально взрывает русский сегмент интернета. Кто-то даже ищет в ней мистический смысл. Вы сами предполагали, что песня обретет новую жизнь спустя четверть века?
— Когда я ее писал, то меньше всего думал о мистике. Это просто лирическое произведение. Без привязки к какому-то событию. Это могло быть и 3 октября, и 3 ноября. Просто такой ассоциативный ряд подобрался: «день, когда горят костры рябин». Хотя рябина горит позже. Просто строка красиво легла. Или вот пример: «Высохли фонтаны. Лето кончилось нежданно. Желтые тюльпаны ты мне даришь, как ни странно». Ну какие тюльпаны в конце лета? Это же песни, а не дневник юного натуралиста.
— С подачи Ивана Урганта вы снялись в клипе, где смешали сразу два вина: свое малиновое и розовое от Feduk`а. Легко сниматься в пародиях на самого себя?
— Это была идея Ивана. Я ее поддержал. Просто подобралась хорошая компания, с которой приятно прошло время. Хотя я не гонюсь за просмотрами и лайками.
Петь о любви каждый может. Пить за нее на сцене имеет право только Николаев! Множество песен стали почти народными, но эта перещеголяла всех. Отсюда еще один вопрос маэстро.
— Что лучше пить за любовь, чтобы уж наверняка?
— До, во время и после концерта у меня совсем разные напитки. Сначала горячий чай, потом теплый, чтобы не повредить связки. Ну а после выступления… по обстоятельствам.
Чая до концерта композитор мог выпить немало. Первая песня прозвучала на час позже назначенного времени. Как сообщили организаторы, звукорежиссерский пульт не хотел корректно работать. Легкое напряжение в зале, заполненном почти полностью, артист сгладил шуткой опытных конферансье: «Концерт начался с опозданием, но закончится он вовремя».
Новых песен в этот раз было не густо, а вот старых и любимых — достаточно. Сначала композитор крутанул машину времени почти на 40 лет назад, остановившись на отметке «Пугачева». «Паромщик», «Айсберг» и «Расскажите, птицы» — это, если кто не знал, тоже Николаев. Потом чуть вперед, на Аллегрову. Две звезды на погоне младшего лейтенанта — так, оказывается, тоже можно. Еще один флешбэк — «Маленькая страна» как привет от главного «продукта» Николаева-продюсера.
И куда же без своих во всех смыслах песен? Зритель ведь шел на Николаева-исполнителя. И Николаев‑исполнитель не подвел. «Старая мельница», «Такси», «Поздравляю», «Незнакомка». Полтора часа концерта — мало, чтобы уместить хотя бы треть творческого багажа. Продолжительные аплодисменты еще звали на бис, но представительский «Мерседес» уже стоял у служебного входа…
Дмитрий СУСЛОВ
Фото Виктора ШЕЙКИНА